Древнерусские князья. От Гипербореи к Руси. Нетрадиционная история славян
Древнерусские князья
Приводимый ниже перечень князей, составленный по текстам «Книги Велеса» и русским летописям, в связи с неподтвержденными данными о родстве и хронологии может служить только для справок к данному обзору.
Мифологические предки ариев (по «Книге Велеса»)
Яр, Яруна – мифологический бог Солнца и первый предок славян, много раз в легендах принимавший перевоплощения. Вывел роды ариев – пращуров славян с Севера и под именем отца Ария-прародителя в давние годы привел славян на Южный Урал из Беловодья. Под именем Яруны выводил ариев-славян из Пенджаба через Иран и Кавказские горы – к Днепру и Карпатам. Богумир – мифологический бог славян, правнук Велеса. В «Книге Велеса» дается воплощение Всевышнего – «Отец всех родов», затем Сварог, далее сам Богумир – третий в ряду, от которого пошёл род
Князья Русколани
Дажин – князь Русколани, единственное упоминание как отец Буса Белояра. Бус Белояр – (295–368), князь Русколани, сын Дажина, распят вместе с 70 князьями антов царем готов Амалом Винитарием из германо-венедского рода (по матери). Кий Антский – (430–460), приемник Буса, уводил русичей из Кубанской Русколани к Днепру, создал Скуфь Киевскую и основал в 430 г. Киев.
Ильменские (Новгородские) князья (до Рюрика)
Словен и Рус – Словен и Рус ушли из Причерноморья в 2591 г. до н. э. и через 14 лет пришли к озеру Ильмень, где в 2578 г. до н. э. Словен основал на Волхове Словенск. По его старшему сыну Волхову была переименована р. Мутная. Пришедшие скифы стали словенами (по легенде). После смерти Словена сыновья и внуки его правили сотни лет.
Вандал (так Иоаким именует Венда). Мезислав, Боруслав, Комонебранец и Горислав – с IX–VIII века до н. э (по «Книге Велеса» и Иоакимовской летописи, где упоминаются несколько поколений князей). Словен Младой – предположительно. Вандал
Избор– сын Вандала – VI в. Владимир Древний-(510–540), сын Вандала, после смерти братьев Избора и Столпосвета унаследовал всю власть. (те же годы, что Святояр в Киеве). После Владимира Древнего правили его сыновья и внуки (информации нет). Храбр – VII в. Буривой – (620–650) – сын Храбра, девятый князь после Владимира Древнего, известный по Иоакимовской летописи. Бравлин I-(660–700) – («правнук своего деда»), венедский род из Вагрии, воевал за 70 лет до Бравлина II, «за 200 лет до Аскольда». Бравлин П (786–810) – внук Бравлина I. Совершил поход «с севера по Днепру и далее до Дона, освободив по пути от хазар все славянские земли», а затемразгромил греческие колонии в Крыму и взял приступом Сурож. (Подробнее см. главу «Крым. VШ в. до н. э. – VШ в.н. э.»)
Объединил Русь от Балтики до Дона. «Книга Велеса» более подробно рассказывает о «князе вендов Бравлине, который освободил донских русов, спас ведическую веру, а затем принес ее из Алатырской области в Новгород вместе со святыми книгами и волхвами – хранителями веры». Возможно, именно тогда древние книги Русколани попали из Донской Руси в храмы Новгорода, ибо после времени Бравлина в «Книге Велеса» более нет упоминаний о событиях на Дону и Кавказе. Надо полагать, что некоторые славянские жрецы ушли тогда с Дона на Север, в Новгород и принесли с собой священные книги. В их судьбе, о которой можно только гадать, возможно, принял участие грамотный византийский грек, первый новгородский епископ Иоаким Корсунянин (992-1030), который в 992 году вместе с Добрыней и Путятой крестил Новгород и имеет отношение к Иоакимовской летописи («
Гостомысл – (844–863) – сын Буривоя (вероятно, ободритского, жившего в начале IX века). Согласно специалисту по истории Древней Руси С. Н. Азбелеву Гостомысл был в Вагрии королем вендов и ободритов с 830 по 844 год. В связи с вторжением войск Людовика Немецкого в 844 году бежал на берега озера Ильмень и стал князем ильменских словен.
Справка.
Гостомысл. Рождение: ок. 790 г., титул с 830 по 844 гг. король вендов и ободритов, смерть между 860–863 гг.
Дети
Олаф I Бьёрнссон (Adelso in Roselagen) – рожд. ок. 823, смерть ок. 855.
Умила – рожд. после 815 брак: > # Годослав (Годлейб).
Табемысл – с 844 по 862, король вендов и ободрито впосле отца, смерть после 862.
Эриксдотер von Pluffow – рождение 879.
Мезислав II (von Mecklenburg).
Внуки
Синеус – смерть 864 (по спорным данным В. Чудинова Эммануил Синеус – отец Рюрика и Трувора).
Трувор – смерть 864.
Вадим – смерть 836.
Мистов II (von Mecklenburg) – рожд.899.
Uma
Рюрик – (870–878). род.832. брак: + # Эфанда Норманская, смерть 878 или 879. Приглашенный из Вагрии князь ильменских (новгородских) словен. Основатель династии Рюриковичей. В 1629 г. Иоганн Хемниц опубликовал генеалогию мекленбургских герцогов, в которой выводит линию Рюриковичей от ободритского князя Годлейба и матери Умилы со ссылкой на несохранившийся манускрипт из Шверина, датированный 1418 г.
Занимаясь исследованием этрусского языка и культуры, В. Чудинов обнаружил на стенках каменного саркофага из Этрурии, которая являлась традиционным местом упокоения именитых особ из многих славянских стран, скрытый текст, поясняющий кому он принадлежит. Согласно надписям, подробно описанным в статье «Опознан саркофаг князя Трувора», три этруских саркофага были заказаны для трех царей, мощи которых доставлены из Москвы (какой Москвы – неизвестно). Этими «царями» являлись Рюрик, имя которого было Иван, его «меньший» брат Трувор, имя которого было Аккакий (ласковое «Козлик») и их отец Иммануил Синеус. Так что, если этому верить, то от ободритов к новгородцам прибыли отец Синеус и два его сына.
Поделитесь на страничке Следующая глава >history.wikireading.ru
Князь Рус: от кого произошли русские князья
Кем был князь Рус, сейчас способны сказать разве что единицы. Да и те — профессора исторических факультетов. А ведь существует версия, что именно этому княжескому отпрыску русский народ обязан своим названием.
Согласно «Повести временных лет», русская государственность берет свое начало с призвания князя Рюрика на новгородские земли. Это произошло в 862 году. Несторова летопись называет другую дату — 6360 год от сотворения мира (или 852-ой от Рождества Христова). В обоих источниках нельзя найти имени «Рус».
Исторические справки о таинственном князе
Больше информации по этому вопросу содержится в исторических документах других авторов. У византийца Симеона Метафраста (X век) есть упоминание о славянском вожде Росе, от имени которого было образовано название всего его племени.
В персидских хрониках XI—XII веков есть более детальные данные об этом человеке. Летописец указывает, что Рус был братом первопредка тюрков Хазара. Он оставил отчий край и ушел на север в поисках места, где можно было бы поставить свой дом и создать собственную семью. После долгих скитаний Рус почему-то решил обосноваться на болотистом острове с довольно неприятным климатом.
Есть упоминания о князе и в Великой хронике Польши, где он назван братом Ляха и Чеха. Больше всего информации содержится в Сказании о Словене и Русе, датируемом XVII веком. Ломоносов видел в этой легенде подтверждение того, что задолго до Рюрика на новгородской земле жили славенские народы. Да и сам Новгород в старину назывался Словенском.
Древняя легенда о Русе
Из Сказания следует, что летом 3099 года (по славянскому летоисчислению) Рус вместе с сестрой Ильмерой и братом Словеном ушел с Черноморского побережья на северные земли. Автор сказания указывает, что молодые люди отправились искать себе новое пристанище с благословения Ноя.
Что погнало Руса с родней в столь холодные и неприветливые земли? Междоусобные войны и вражда, раздиравшая народы Причерноморья. Молодежь решила оставить отчий дом, где никак не получилось установить мир и спокойно жить потомкам Афета и Ноя.
Хмурый по сравнению с приморьем Север казался им благословенной землей, где можно будет забыть прошлые ужасы и без страха растить собственных детей. В обращении к друзьям и братьям Рус назвал этот край «Вселенной света». Ильмера и Словен сочли слова брата мудрыми и назначили его старшим.
Получив благословение праотцов, герои отправились на север. Через целых 14 лет они пришли, наконец, на плодородные земли. Местом своего обитания выбрали окрестности озера Мойско, назвав его в честь сестры Ильменем.
Здесь и было основано поселение, которое спустя десятилетия превратилось в Словенск, а затем и в Великий Новгород. Рус же основал селенье Руссу, которое спустя многие века стало городом Старая Русса. Он существует до сих пор и находится в Новгородской области.
suharewa.ru
II Древнерусский князь | РУССКОЕ САМОДЕРЖАВИЕ
II Древнерусский князь
В отличие от Византии, Русь с древнейших времен обладала определенной национальностью. Русские племена имели приблизительно один и тот же быт, один и тот же родовой строй, одни и те же колонизационные стремления. У всех них религиозные языческие представления были одинаково мало развиты и оформлены. Если в положении племен в Киеве, у вятичей и новгородцев были различия, то все же племена, охранявшие торговый путь, и племена, углублявшиеся в колонизационный захват земель, являлись нужными друг другу, как бы взаимно дополняли общие интересы. Все они поэтому имели потребность в общей власти.
Родовой строй этих племен не выработал еще сильной плановой аристократии, хотя уже создал различного рода старейшин, и кое-где явилось уже понятие о князе как начальнике рода [Слово «князь» по словопроизводству, говорит С. М. Соловьев, значит старшина в роде, родоначальник, отец семейства. Отсюда жених и невеста называются «князь» и «княгиня», т. с. основатели рода. (История России, т. I, стр. 49-50)]. Это, любопытно отметить, было особенно развито на местах будущей аристократии: «князья» древлянские, по словам народа, считались уже «добрыми» и «распасли деревску землю».
В таких условиях совершилось призвание князей Рюриковичей [Не считаю возможным сомневаться в точности этого исторического предания. Личные воспоминания летописца начинаются 189 лет после призвания Рюрика, Синеуса и Трувора. Возможно ли допустить, справедливо замечает С. М. Соловьев, чтобы князья за 189 лет забыли истинное свое происхождение? Впрочем, были ли призванные князья из варягов или нет — это совершенно не изменяет вопроса о княжеской власти]. Когда «восстал род на род» и собрание родоначальников, этих старейшин и мелких князей, связанных каждый с узким интересом своего рода, не могло создать общего права, общей равно для всех близкой власти, и русские стали подпадать господству иноплеменников (варягов на севере, хазар на юге) — ряд славяно-финских племен совершил великое дело: основание русской государственности, призвав в 862 году князей, как власть для всех общую, высшую.
Смысл этой уже не родовой, а государственной власти, очень ясен из объяснений летописи, во всяком случае выражавшей понятия и точки зрения народа IX столетия, т. е. в самом начале нашей истории. Когда племена «начали сами у себя владеть», то «восстал род на род» и «не было у них правды». Тогда племена собрались и сказали: «Поищем себе князя, который бы владел и судил нами по правде». Так и было сказано Рюрику с братьями: «земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами».
Итак — прежде сами у себя владели, а затем передали это владение князьям. Это был отказ демократии от государственной власти и передача ее князю. Всенародная воля сохранила свою власть внутри рода, но власть во всей земле, в федерации родов, передана была князю. Это была передача высшего государственного управления и притом в то время, когда государство не было даже организовано, так что княжеской власти поручена была работа учредительная.
Был ли, однако, князь властью верховной, или только высшим наследственным магистратом? Понятно, что точной и ясной мысли и формулы не могло быть у племен родовых. Идея Верховной власти не могла быть вполне сознана. Несомненно, что такой Верховной властью надо всеми родами и племенами не был в то время и весь Русский народ. Воля всей совокупности обитателей Русской земли совершенно не была обязательна для какого-нибудь отдельного рода или племени. Этой идеи не замечается даже и признаков, да и воли такой не существовало.
В князьях явился первый проблеск идеи о Верховной власти. Это видно из компетенции князя. Рассматривая деятельность князя, С. М. Соловьев подводит такие итоги [История России, т. I, гл. 8; т. III, гл. 1]:
1) князь думал о строе земском,
2) он был судьей,
3) он через слуг своих исполнял судебные приговоры,
4) от него происходил всякий новый устав,
5) князь собирал дань и распоряжался ею,
6) князь был вождем на войне,
7) князь сносился с чужими державами,
8) князь объявлял войну и заключал мир.
Должно добавить, что личность князя была в юридическом сознании народа неприкосновенна. Князей в иных случаях изгоняли, но их народ не судил [Христианские влияния явились у нас так скоро, что их значения тут нельзя выделить. Но во всяком случае неподсудность князя народу проявляется на Руси издревле. Когда братья предлагали Олегу разобрать свои с ним неудовольствия «перед епископами, игуменами, перед мужьями отцов наших и перед людьми градскими», Олег отвечал: «Неприлично судить меня епископу, либо игумену, либо смердам» (Соловьев, т. III, гл. 1). Когда Галицкий боярин Владислав убил князя, якобы по суду, и сам вокняжился, — это совершенно исключительное событие было рассматриваемо, как преступление]. Князь вообще не подлежал смертной казни. По княжескому между собой уговору, князь даже за преступление не мог быть лишен жизни, а наказывался (своими же собратьями-князьями) лишь отнятием власти. Даже за ослепление Василька Давид не потерпел никакого наказания против своей личности. Князей, случалось, убивали, в качестве средства борьбы, но никогда не в смысле наказания. То же самое должно сказать о заключении тюремном. Вообще личность князя была неприкосновенна.
В этом, очевидно, проявился перенос на князя идеи родового старейшинства. Родовичи могли по злобе, в раздражении, убить родовладыку или прогнать его, но не судить, не наказывать.
Однако, атрибуты Верховной власти, явившиеся для князей, еще не значат, чтобы в княжеской власти у нас была создана монархия.
Любопытную черту призвания князей составляет то, что власть получил целый род. Родовой быт создал Верховную власть по своей собственной идее, т. е. сделал ее достоянием как бы специализированного для этой цели Рюрика. Ни за кем, кроме членов этого дома, не признается такого права. «Вы не князья, вы не княжеского рода», — говорит, по преданию, Олег Аскольду и Диру и на этом основании их низвергает. «Члены Рирюкова дома, — говорит С. М. Соловьев, — носят исключительно, название князей; оно принадлежало им всем по праву происхождения, не отнимается ни у кого ни в каком случае. Это звание князя, приобретаемое только происхождением от Рирюковой крови, не отьемле-мое, не зависящее ни от каких других условий». Таким образом, династичность государственной власти являлась сама собою. Но о ее единоличности не было мысли. Управительная власть каждого князя была единолична. Но Верховная власть принадлежала всей их совокупности, целому роду.
Таким образом, по условиям нашего социального строя, государственная власть явилась сразу династичной. Тогда еще «на Руси не было одного государя, — говорит г. Соловьев, — в ней владел большой княжеский род». Социальный строй дал Руси сразу, без труда, без раздумывания, по простой, привычной аналогии, такую государственную династичность, какая в Византии явилась лишь под конец ее существования, да и то в менее благоприятных формах.
Действительно, Комнины, Ангелы, Дуки, Ласкарисы, Палеологи, все между собой перероднившиеся, считали за собой известное право на царскую власть, а за остальными гражданами — нет. Но среди претензий этих различных наследников и носителей права невозможно было разобраться, да не существовало и твердой руководящей идеи для определения преимущественного права. На Руси же родовая идея указывала совершенно ясно и порядок старшинства, по старшинству в роду.
Такое происхождение нашей княжеской и великокняжеской власти, само по себе, не предсказывало и не обусловливало развития Самодержавия, и типичной монархии, как Верховной власти. Напротив, Великий Князь здесь являлся лишь primus inter pares [77]. Размножение членов правящей династии, коллективных носителей Верховной власти, естественно, по внутренней логике, должно было вести к развитию строя правящей аристократии. Родовая княжеская идея впоследствии всегда являлась ограничительной для власти Великого Князя, и боролась против идеи Самодержавия, считая его узурпацией родового права Рюриковичей. Чистая монархия на такой почве не могла бы возникнуть, если бы не было других благоприятных для этого условий.
Но тем не менее, родовое княжение внесло свою лепту в сложение антипатичного ему Самодержавия тем, что твердо установило идею династичности, столь трудно прививаемой к народному сознанию. В России идея династачности высшей власти, благодаря Рюриковичам, сложилась в самом процессе рождения нации, как составная часть национального развития. Хотя удельное княжение породило у нас аристократию, с которой монархии впоследствии немало пришлось бороться, но прочно заложенная идея династичности высшей власти, впоследствии преобразованная социальными влияниями в династичность семейную, дала монархии одно из необходимейших свойств ее: прочную, ясную наследственность, окончательно устраняющую всякую борьбу за Верховную власть.
samoderjavie.ru
Первый князь на Руси. Первые князья на Руси: таблица
Формирование народности, называемой впоследствии русами, русичами, русскими, россиянами, ставшей одной из сильнейших наций в мире, если не самой сильной, началось с объединения славян, расселенных по Восточно-Европейской равнине. Откуда они пришли в эти земли, когда – достоверно не известно. История никаких летописных свидетельств по русам ранних веков новой эры не сохранила. Лишь со второй половины IX века — времен, когда появился первый князь на Руси — можно более детально проследить процесс формирования нации.
«Придите княжить и владеть нами…»
По великому водному пути, который многочисленными реками и озерами связал между собой всю Восточно-Европейскую равнину, жили племена древних ильменских словен, полян, древлян, кривичей, полочан, дреговичей, северян, радимичей, вятичей, получившие одно общее для всех название – славяне. Два больших города, построенные нашими древними предками — Днепр и Новгород — к установлению государственности в тех землях уже существовали, но правителей не имели. Поименное упоминание наместников племен появилось, когда в летопись были вписаны первые князья на Руси. Таблица с их именами содержит всего несколько строк, но это главные строки в нашей истории.
Имя | Годы правления |
Рюрик | 862-879 |
Олег (Вещий) | 879-912 |
Игорь | 912-945 |
Святослав | 962-972 |
Процедура призвания варягов к управлению славянами известна нам со школьной скамьи. Родоначальники племен, уставшие от постоянных стычек и брани между собой, избрали посланников к князьям племени Русь, обитавшего за Балтийским морем, и обязали тех поведать, что «…Вся земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет (т. е. нет мира и порядка). Придите княжить и владеть нами». На призыв откликнулись братья Рюрик, Синеус и Трувор. Пришли не одни, а со своей дружиной, и расселились в Новгороде, Изборске и на Белоозере. Было это в 862 году. А народ, которым стали они править, начали звать русами – по наименованию племени варяжских князей.
Опровергая первоначальные выводы историков
Существует и другая, менее популярная гипотеза относительно прихода забалтийских князей в наши земли. Как гласит официальная версия, братьев было трое, но вполне вероятно, что старые фолианты были прочитаны (переведены) неправильно, и прибыл на славянские земли всего один правитель – Рюрик. Первый князь древней Руси пришел со своими верными воинами (дружиной) – «тру-вор» по-древнескандинавски, и своими домашними (родом, домом) – «сине-хус». Отсюда и предположение, что братьев было трое. По непонятной причине историки делают выводы, что спустя два года после переезда к словенам оба так называемых брата Рюрика умирают (иначе говоря, слова «тру-вор» и «сине-хус» больше не упоминаются в летописях). Можно привести и несколько иных причин их исчезновения. Например, что к тому времени войско, которое собрал первый князь на Руси, стало называться не «тру-вор», а «дружина», а приехавшие с ним сродственники – не «сине-хус», а «род».
Кроме этого, современные исследователи древности все больше склоняются к версии, что наш Рюрик — не кто иной, как известный в истории датский конунг Рёрик Фрисландский, прославившийся своими весьма успешными набегами на менее слабых соседей. Возможно, оттого он и был призван на правление, что был силен, отважен и непобедим.
Русь при Рюрике
Основатель государственного строя на Руси, родоначальник княжеской династии, ставшей впоследствии царской, правил вверенным им народом в течение 17 лет. Он объединил в одну державу ильменских словен, псовских и смоленских кривичей, весь и чудь, северян и древлян, меря и радимичей. В присоединенных землях утверждал наместниками своих ставленников. К концу правления Рюрика Древняя Русь занимала довольно обширную территорию.
Кроме самого основоположника нового княжеского рода, в историю вошли и два его сродника – Аскольд и Дир, установившие по призыву князя свою власть над Киевом, тогда еще не имеющим в новообразованном государстве главенствующего значения. Первый князь на Руси своей резиденцией избрал Новгород, где и скончался в 879 году, оставив княжество малолетнему сыну Игорю. Наследник Рюрика сам править не мог. На долгие годы безраздельная власть перешла к Олегу – сподвижнику и дальнему родственнику умершего князя.Первый истинно русский
Благодаря Олегу, прозванному в народе Вещим, Древняя Русь обрела могущество, которому могли позавидовать и Константинополь, и Византия – сильнейшие на тот момент государства. То, что сделал в свое время первый русский князь на Руси, регент при малолетнем Игоре приумножил и обогатил. Собрав большое войско, Олег пошел вниз по течению Днепра и завоевал Любеч, Смоленск, Киев. Последний был взят путем устранения Аскольда и Дира, и населявшие эти земли древляне признали Игоря своим настоящим правителем, а Олега — достойным регентом до его взросления. Отныне столицей Руси назначается Киев.
Наследие Вещего Олега
Много племен присоединил к Руси за годы своего правления Олег, к тому времени объявивший себя первым по-настоящему русским, а не чужестранным князем. Его поход на Византию закончился абсолютной победой и отвоеванными для руссов льготами для свободной торговли в Константинополе. Богатую добычу привезла дружина с этого похода. Первые князья на Руси, к которым по праву относится и Олег, истинно радели о славе государства.
Много легенд и удивительных рассказов ходило в народе после возвращения войска из похода на Константинополь. Чтобы дойти к воротам города, Олег приказал установить корабли на колеса, и когда попутный ветер наполнил их паруса, суда «пошли» по равнине к Царьграду, наводя ужас на горожан. Грозный византийский император Лев VI сдался на милость победителю, а Олег в знак ошеломляющей победы прибил свой щит на вратах Константинополя.
В летописях 911 года Олег уже именуется как первый великий князь всея Руси. В 912 он умирает, как гласит предание, от укуса змеи. Его более чем 30-летнее правление закончилось отнюдь не геройски.
В ряду сильных
Со смертью Олега управление обширными владениями княжества принял Игорь Рюрикович, хотя фактически он был правителем земель с 879-го. Естественно, что ему хотелось быть достойным деяний своих великих предшественников. Он также воевал (в его правление Русь подверглась первым нападениям печенегов), покорил несколько соседних племен, заставив их платить дань. Игорь делал все, что и первый князь на Руси, но осуществить главную свою мечту – завоевать Константинополь, ему удалось не сразу. Да и в собственных владениях не все шло гладко.
После сильных Рюрика и Олега правление Игоря оказалось намного слабее, и это почувствовали строптивые древляне, отказавшись платить дань. Первые князья Киева умели держать непокорное племя под контролем. Игорь также на время усмирил этот бунт, но месть древлян настигла князя спустя несколько лет.
Коварство хазар, предательство древлян
Неудачно сложились отношения наследного князя и с хазарами. Пытаясь дойти до Каспия, Игорь заключил с ними соглашение, что те пропустят дружину к морю, а он, возвращаясь, отдаст им половину богатой добычи. Свои обещания князь выполнил, но хазарам этого было мало. Видя, что перевес в силе на их стороне, в жестоком бою они погубили практически все русское войско.
Постыдное поражение довелось испытать Игорю и после своего первого похода на Константинополь в 941 году – византийцами была уничтожена практически вся его дружина. Спустя три года, желая смыть позор, князь, объединив в одно войско всех русичей, хазар и даже печенегов, снова двинулся на Царьград. Прознав от болгар, что на него идет грозная сила, император предложил Игорю мир на весьма выгодных для того условиях, и князь его принял. Но через год после столь ошеломительной победы Игорь был убит. Отказываясь платить повторную дань, корестенские древляне уничтожили немногочисленный отрад сборщиков подати, среди которых был и сам князь.
Княгиня, первая во всем
Жестоко отомстила предателям жена Игоря – псковитянка Ольга, которую ему выбрал в супруги еще Вещий Олег в 903 году. Древляне были уничтожены без каких-либо потерь для русов, благодаря хитрой, но и беспощадной стратегии Ольги – что и говорить, умели воевать первые князья на Руси. Наследный титул управителя государством после кончины Игоря принял Святослав, сын княжеской пары, но из-за малолетства последнего последующие двенадцать лет за него Русью руководила мать.
Ольга отличалась редким умом, отвагой и умением мудро управлять государством. После взятия Коростеня – главного города древлян — княгиня отправилась в Константинополь и приняла там святое крещение. Православная церковь была в Киеве еще и при Игоре, но народ русский поклонялся Перуну и Велесу, и не скоро повернулся от язычества к христианству. Но то, что Ольга, взявшая при крещении имя Елена, проложила в Русь дорогу новой вере и до конца дней своих (умерла княгиня в 969 году) не изменила ей, возвело ее в ранг святых.
Воин с младенчества
Русским Александром Македонским называл Святослава Н. М. Карамзин, составитель «Государства Российского». Удивительной храбростью и отвагой отличались первые князья на Руси. Таблица, в которой сухо приведены даты их правления, таит в себе множество славных побед и деяний во благо Отечества, которые стоят за каждым именем в ней.
Наследовав в трехлетнем возрасте титул Великого князя (после смерти Игоря), фактическим правителем Руси Святослав стал лишь в 962 году. Спустя два года он освободил от подчинения хазарам и присоединил к Руси вятичей, а в последующие два года — еще ряд славянских племен, проживающих вдоль Оки, в Поволжье, на Кавказе и Балканах. Хазары были разбиты, их столица Итиль заброшена. С Северного Кавказа Святослав вывел на свои земли ясов (осетин) и касогов (черкесов) и заселил их в новообразованных городах Белая Вежа и Тьмутаракань. Как и первый князь всея Руси, Святослав понимал важность постоянного расширения владений.
Достойный великой славы предков
В 968 году, завоевав Болгарию (города Переяславец и Доростол), Святослав не без оснований стал считать эти земли своими и прочно обосновался в Переяславце – мирная жизнь Киева ему не нравилась, да и мать, княгиня Ольга, прекрасно управлялась в столице. Но уже через год ее не стало, а князю болгары, объединившись с византийским императором, объявили войну. Отправляясь на нее, Святослав оставил своим сыновьям в управление великие русские города: Ярополку – Киев, Олегу – Коростень, Владимиру – Новгород.
Трудной и неоднозначной была та война – победы с переменным успехом праздновали поочередно обе стороны. Закончилось противостояние мирным договором, согласно которому Святослав оставил Болгарию (ее присоединил к своим владениям византийский император Иоанн Цимисхий), а Византия за эти земли выплачивала русскому князю установленную дань.
Возвращаясь с этого противоречивого по своей важности похода, Святослав на время остановился в Белобережье, что на Днепре. Там весной 972 года на его ослабленное войско напали печенеги. Великий князь был убит в бою. Закрепленную за ним славу прирожденного воина историки объясняют тем, что Святослав был невероятно вынослив в походах, мог спать на сырой земле, подложив под голову седло, так как был в быту неприхотлив не по-княжески, к еде также был непривередлив. Его послание «Иду на вы», которым он перед нападением предупреждал будущих врагов, вошло в историю, как щит Олега на вратах Царьграда.
fb.ru
Древнерусский князь
Раздел I. Выработка типа верховной власти
В отличие от Византии, Русь с древнейших времен обладала определенной национальностью. Русские племена имели приблизительно один и тот же быт, один и тот же родовой строй, одни и те же колонизационные стремления. У всех них религиозные языческие представления были одинаково мало развиты и оформлены. Если в положении племен в Киеве, у вятичей и новгородцев были различия, то все же племена, охранявшие торговый путь, и племена, углублявшиеся в колонизационный захват земель, являлись нужными друг другу, как бы взаимно дополняли общие интересы. Все они поэтому имели потребность в общей власти.
Родовой строй этих племен не выработал еще сильной плановой аристократии, хотя уже создал различного рода старейшин, и кое-где явилось уже понятие о князе как начальнике рода *. Это, любопытно отметить, было особенно развито на местах будущей аристократии: «князья» древлянские, по словам народа, считались уже «добрыми» и «распасли деревску землю».
* Слово «князь» по словопроизводству, говорит С. М. Соловьев, значит старшина в роде, родоначальник, отец семейства. Отсюда жених и невеста называются «князь» и «княгиня», т. с. основатели рода. («История России», т. I, стр. 49-50).
В таких условиях совершилось призвание князей Рюриковичей *. Когда «восстал род на род» и собрание родоначальников, этих старейшин и мелких князей, связанных каждый с узким интересом своего рода, не могло создать общего права, общей равно для всех близкой власти, и русские стали подпадать господству иноплеменников (варягов на севере, хазар на юге) — ряд славяно-финских племен совершил великое дело: основание русской государственности, призвав в 862 году князей, как власть для всех общую, высшую.
* Не считаю возможным сомневаться в точности этого исторического предания. Личные воспоминания летописца начинаются 189 лет после призвания Рюрика, Синеуса и Трувора. Возможно ли допустить, справедливо замечает С. М. Соловьев, чтобы князья за 189 лет забыли истинное свое происхождение? Впрочем, были ли призванные князья из варягов или нет — это совершенно не изменяет вопроса о княжеской власти.
Смысл этой уже не родовой, а государственной власти, очень ясен из объяснений летописи, во всяком случае, выражавшей понятия и точки зрения народа IX столетия, т. е. в самом начале нашей истории. Когда племена «начали сами у себя владеть», то «восстал род на род» и «не было у них правды». Тогда племена собрались и сказали: «Поищем себе князя, который бы владел и судил нами по правде». Так и было сказано Рюрику с братьями: «земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами».
Итак — прежде сами у себя владели, а затем передали это владение князьям. Это был отказ демократии от государственной власти и передача ее князю. Всенародная воля сохранила свою власть внутри рода, но власть во всей земле, в федерации родов, передана была князю. Это была передача высшего государственного управления и притом в то время, когда государство не было даже организовано, так что княжеской власти поручена была работа учредительная.
Был ли, однако, князь властью верховной, или только высшим наследственным магистратом? Понятно, что точной и ясной мысли и формулы не могло быть у племен родовых. Идея Верховной власти не могла быть вполне сознана. Несомненно, что такой Верховной властью надо всеми родами и племенами не был в то время и весь Русский народ. Воля всей совокупности обитателей Русской земли совершенно не была обязательна для какого-нибудь отдельного рода или племени. Этой идеи не замечается даже и признаков, да и воли такой не существовало.
В князьях явился первый проблеск идеи о Верховной власти. Это видно из компетенции князя. Рассматривая деятельность князя, С. М. Соловьев подводит такие итоги [«История России», т. I, гл. 8; т. III, гл. 1]:
1) князь думал о строе земском,
2) он был судьей,
3) он через слуг своих исполнял судебные приговоры,
4) от него происходил всякий новый устав,
5) князь собирал дань и распоряжался ею,
6) князь был вождем на войне,
7) князь сносился с чужими державами,
8) князь объявлял войну и заключал мир.
Должно добавить, что личность князя была в юридическом сознании народа неприкосновенна. Князей в иных случаях изгоняли, но их народ не судил *. Князь вообще не подлежал смертной казни. По княжескому между собой уговору, князь даже за преступление не мог быть лишен жизни, а наказывался (своими же собратьями-князьями) лишь отнятием власти. Даже за ослепление Василька Давид не потерпел никакого наказания против своей личности. Князей, случалось, убивали, в качестве средства борьбы, но никогда не в смысле наказания. То же самое должно сказать о заключении тюремном. Вообще личность князя была неприкосновенна.
* Христианские влияния явились у нас так скоро, что их значения тут нельзя выделить. Но во всяком случае неподсудность князя народу проявляется на Руси издревле. Когда братья предлагали Олегу разобрать свои с ним неудовольствия «перед епископами, игуменами, перед мужьями отцов наших и перед людьми градскими», Олег отвечал: «Неприлично судить меня епископу, либо игумену, либо смердам» (Соловьев, т. III, гл. 1). Когда Галицкий боярин Владислав убил князя, якобы по суду, и сам вокняжился, — это совершенно исключительное событие было рассматриваемо, как преступление.
В этом, очевидно, проявился перенос на князя идеи родового старейшинства. Родовичи могли по злобе, в раздражении, убить родовладыку или прогнать его, но не судить, не наказывать.
Однако, атрибуты Верховной власти, явившиеся для князей, еще не значат, чтобы в княжеской власти у нас была создана монархия.
Любопытную черту призвания князей составляет то, что власть получил целый род. Родовой быт создал Верховную власть по своей собственной идее, т. е. сделал ее достоянием как бы специализированного для этой цели Рюрика. Ни за кем, кроме членов этого дома, не признается такого права. «Вы не князья, вы не княжеского рода», — говорит, по преданию, Олег Аскольду и Диру и на этом основании их низвергает. «Члены Рирюкова дома, — говорит С. М. Соловьев, — носят исключительно, название князей; оно принадлежало им всем по праву происхождения, не отнимается ни у кого ни в каком случае. Это звание князя, приобретаемое только происхождением от Рирюковой крови, неотъемлемое, не зависящее ни от каких других условий». Таким образом, династичность государственной власти являлась сама собою. Но о ее единоличности не было мысли. Управительная власть каждого князя была единолична. Но Верховная власть принадлежала всей их совокупности, целому роду.
Таким образом, по условиям нашего социального строя, государственная власть явилась сразу династичной. Тогда еще «на Руси не было одного государя, — говорит г. Соловьев, — в ней владел большой княжеский род». Социальный строй дал Руси сразу, без труда, без раздумывания, по простой, привычной аналогии, такую государственную династичность, какая в Византии явилась лишь под конец ее существования, да и то в менее благоприятных формах.
Действительно, Комнины, Ангелы, Дуки, Ласкарисы, Палеологи, все между собой перероднившиеся, считали за собой известное право на царскую власть, а за остальными гражданами — нет. Но среди претензий этих различных наследников и носителей права невозможно было разобраться, да не существовало и твердой руководящей идеи для определения преимущественного права. На Руси же родовая идея указывала совершенно ясно и порядок старшинства, по старшинству в роду.
Такое происхождение нашей княжеской и великокняжеской власти, само по себе, не предсказывало и не обусловливало развития Самодержавия, и типичной монархии, как Верховной власти. Напротив, Великий Князь здесь являлся лишь primus inter pares . Размножение членов правящей династии, коллективных носителей Верховной власти, естественно, по внутренней логике, должно было вести к развитию строя правящей аристократии. Родовая княжеская идея впоследствии всегда являлась ограничительной для власти Великого Князя, и боролась против идеи Самодержавия, считая его узурпацией родового права Рюриковичей. Чистая монархия на такой почве не могла бы возникнуть, если бы не было других благоприятных для этого условий.
Но тем не менее, родовое княжение внесло свою лепту в сложение антипатичного ему Самодержавия тем, что твердо установило идею династичности, столь трудно прививаемой к народному сознанию. В России идея династичности высшей власти, благодаря Рюриковичам, сложилась в самом процессе рождения нации, как составная часть национального развития. Хотя удельное княжение породило у нас аристократию, с которой монархии впоследствии немало пришлось бороться, но прочно заложенная идея династичности высшей власти, впоследствии преобразованная социальными влияниями в династичность семейную, дала монархии одно из необходимейших свойств ее: прочную, ясную наследственность, окончательно устраняющую всякую борьбу за Верховную власть.
Тихомиров Л. Монархическая государственность. Часть 3. Русская государственность
tainoe.o-nas.info
ЭСБЕ/Князь русский — Викитека
Князь (русский). Начальная русская летопись говорит под 862 годом о призвании К. из-за моря. На этот зов откликнулись три брата, Рюрик, Синеус и Трувор. После смерти братьев Рюрик сделался единственным правителем-князем. Предание летописи возбудило большие споры в нашей исторической литературе (см. Варяжский вопрос), и вопрос о призвании К. до сих пор не может считаться разрешенным. Княжеская власть у восточных славян — доисторического происхождения. Еще до появления Рюрика «Кий княжаше в роде своем», а после смерти Кия с братьями «держати почаша род их княженье в полях и пр.», Характер этого княженья неизвестен; неизвестен и характер власти первых Рюриковичей. О нем приходится делать только предположения. К. был скорее предводителем дружины и слабо был связан с общиной (переселение Олега в Киев, желание Святослава переселиться в Переяславец на Дунае), хотя и являлся судьей и охранителем населения. За суд он получал виры, продажи, за охранение — дань. Для сбора дани, на так называемое полюдье, отправлялся К. с дружиной. Дань составляла их общий доход. Размер ее определялся К., по-видимому, для каждого племени отдельно. Дружина (см.) играла при К. большую роль: договор Олега с греками заключен был, например, не только от имени К., но от имени светлых бояр «иже суть под рукою его». Когда Святослав перед смертью разделил русскую землю между тремя своими сыновьями — Ярополком (Киев), Олегом (земля древлян) и Владимиром (Новгород), — между братьями начались усобицы, повторившиеся после смерти Владимира. Умирая, Ярослав разделил свои владения между детьми и при этом дележе имел в виду полную политическую самостоятельность областей, запрещая, поэтому, сыновьям своим «переступать предел братний». С этим разделением русской земли устанавливается так называемая удельно-вечевая система, которая исчезает только мало-помалу с возвышением Москвы. Количество уделов-волостей не оставалось неизменным, но в первое время постоянно увеличивалось, благодаря, с одной стороны, росту пригородов, а с другой — стремлению отдельных князей к самостоятельности. Во главе каждой волости стоял К. из рода Рюриковичей. Единственное исключение мы встречаем только в Галиче, где однажды на короткое время «вокняжился» боярин Володислав (см.). К. смотрели на русскую землю как на свою отчину, а потому каждый член княжеского рода считал себя вправе добиваться княжения если не мирным путем, то с оружием в руках. Иные, как, например, Иван Ростиславович Берладник, так и погибали в подобных исканиях, не достигнув
ru.wikisource.org
древнерусский князь, 4 буквы, сканворд
• древнерусский князь
• древнерусский князь, которого прозвали вещим
• и Табаков, и Ефремов
• каждый из этих актеров: Табаков, Ефремов, Даль
• мужское имя: (древнескандинавское) святой, светлый, ясный
• один из киевских князей
• поэма Лермонтова
• роль Р. Плятта в телефильме Т. Лиозновой
• русский князь, назвавший Киев «матерью городов русских»
• вещий «мститель хазарам»
• кто убил древнерусских князей Аскольда и Дира?
• киевский князь, совершивший удачный поход на Византию
• имя футболиста Блохина
• князь, принявший смерть от коня своего
• его имя означает — «святой»
• имя актера Стриженова
• имя актера Басилашвили
• имя клоуна Попова
• имя актера Анофриева
• имя актера Табакова
• имя актера Меньшикова
• имя певца Газманова
• имя актера Янковского
• «вещий» князь
• мужское имя
• древнерусский «вещий» князь
• Газманов
• Анофриев
• клоун Попов
• Табаков
• Стриженов
• футболист Блохин
• Басилашвили
• Дерипаска
• Ефремов или Даль
• Янковский
• Меньшиков
• принявший смерть от коня
• актеры Табаков и Даль (имя)
• Табаков-старший и Басилашвили (имя)
• Ефремов и Анофриев (имя)
• Даль, Стриженов
• киевский князь
• киевский князь с именем Табакова
• о ком, о вещем, была песнь?
• Блохин, Ефремов
• «как ныне сбирается Вещий …»
• князь, мстивший неразумным хазарам
• кто убил Аскольда и Дира?
• Даль или Басилашвили
• стихотворение М. Лермонтова
• мститель неразумным хазарам
• актер Янковский
• певец Митяев
• футболист Протасов
• футболист Саленко
• мужской аналог имени Ольга
• известный древнерусский князь
• хорошее имя для вещего князя
• русское мужское имя
• актер Меньшиков
• …. Святославович, князь Волынский (1073—1078) , Тмутараканский (с 1083) , Черниговский (1094, 1097) , Новгород-Северский (1097—1115)
• преемник Рюрика
• актер Табаков
• актер Басилашвили
• …Святославович — князь древлянский, сын великого князя Святослава Игоревича
• певец Газманов
• актер Даль
• даль, Стриженов (имя)
• прощался с конем у Васнецова
• присоединил Киев к Новгороду
• Мужское имя (сканд. святой, светлый)
• Древнерусский князь (9-10 в.)
• Стихотворение М. Лермонтова
scanwordhelper.ru